Сегодня услышала фразу от владельца бизнеса: «В поиске людей с нестандартным подходом к решениям, мой самый главный враг – мой собственный HR отдел».

До сегодняшнего дня считала это проблемой чисто провинциальной, болезнь структурной безработицы. Ан нет. Фразу сказал директор крупной федеральной конторы.

Очень часто, как в рамках консалтинга, так и на этапе проектной разработки приходилось помогать компании искать сотрудников. Иногда, вакансия освобождалась в результате аудита персонала или в ней возникала потребность, но каждый раз вставал один вопрос – кто будет искать? Кадровое агентство или свой кадровик? Мой ответ на вопрос всегда однозначен, если речь идёт о топовой должности или человеке творческой профессии – только кадровое агентство.

  • Коллективу не всегда нужно знать, что грядёт замена. Если поиск осуществляет собственная кадровая служба, об этом знают все. Всегда, исключений нет.
  • Уровень профессионализма сотрудника каровой службы компании и сотрудника кадрового агентства не сопоставим. Сотрудник кадровой службы компании не занимается каждый день поиском работников на топовые должности. Сотрудник кадрового агентства занимается этим изо дня в день и у любого агентства есть специализация сотрудников.
  • Сотрудник фирмы пробивает на лояльность фирме человека, который к ней лояльности не испытывает уже потому, что на него оказывается давление и на входе вынужден лицемерить. Хэдхантер всегда выступает союзником соискателя в выстраивании карьеры. Сотрудника фирмы интересуют только интересы фирмы. Значит, ему будут врать.
  • Сотрудник фирмы не может оценить профессионализм специалиста узкого профиля. У хэдхантерского агентства такой инструментарий есть.
  • Если вы составляете вакансию дизайнера или представителя другой творческой профессии, то не нужно писать, что его основной чертой характера должна быть стрессоустойчивость, этим вы исключите профессионалов, которые знают, что такое авралы и как влияет стресс на работу творческих людей. Хэдхантер такой ошибки не сделает.
  • Сотрудник фирмы подсознательно ищет человека, который впишется в существующий коллектив. А возможно, что нужен человек, который его переформатирует.

Представьте, что лягушке на болоте поручили найти инженера, который осушит болото и построит ГЭС. Во-первых, зачем это лягушке? Во-вторых, знает ли она что такое инженер и каковы её критерии оценки того, что он построит правильную ГЭС.

Расскажу реальную историю в качестве примера.

На индивидуальной консультации одна бизнес-леди обозначила проблему, что не может найти в нашей провинции ни одного «грамотного продажника» на позицию коммерческого директора/руководителя отдела продаж. Первое подозрение всегда одинаковое – «ищет гения за копейки». Оказалось, не так. Когда она назвала мне сумму гонорара, у меня мелькнула мысль, а не пойти ли мне…Скажем так, гонорар по меркам нашего города по верхней планке. Ну, думаю, - требования взаимоисключающие, типа «директор по стратегическому маркетингу, с обязательным знанием фотошопа и корела, чтоб делать незначительные изменения в этикетках, ну или плакатик какой». И тут не вышло, объявление составлено очень трезво, с учётом собственного масштаба бизнеса и даже практически задачи на первое время понятны. И тут выяснилось, что объявление составлял не HR отдел, а сама владелица бизнеса. Мне стало по-настоящему интересно, и я попросила её рассказать про её HR сотрудника. Молодой, подающий надежды специалист женского пола, 26 лет от роду,  с высшим образованием какого-то местного филиала Московской академии предпринимательства, права и менеджмента Солнечной системы и курсами по HR. Маленькая деталь -  дочь одного из сотрудников.

История становления специалиста тоже была проста и цинична. Девочка отучилась в ВУЗе и папа попросил взять её на работу. Взяли в отдел HR (там как раз сотрудница ушла в декрет) и отправили на курсы. Нареканий не было ни малейших, сотрудница отличалась рвением, феноменальной скоростью выполнения поручений и абсолютной лояльностью. Кроме того, она была  не чужая и к ней хорошо относились практически все сотрудники.

Вот только проблема в том, что подбирала она сотрудников исключительно исполнительных, лояльных и готовых по слову начальства подмётки рвать. В итоге, владелица бизнеса оказалась счастливым обладателем отдела продаж, живущего под девизом: «Скажи чё сделать?! Я мигом!». В тот момент мы воспользовались старым испытанным методом «Таинственный покупатель» и разместили 3 резюме, полностью составленных по требованиям директора. Сотрудница её звонила первой по каждому из них. Она так старательно мониторила сайты, что звонила через пару минут после нажатия кнопки «Отправить» и публикации резюме. Владелица бизнеса, прослушав разговор своей сотрудницы с «подставами» сказала просто: «Я бы точно на собеседование не пошла к таким неадекватам».

А я пошла. С диктофоном. Правда, годом ранее и в другую фирму, но по той же причине. Фирма 2 года ищет директора по маркетингу, и расстаётся с каждым новым сотрудником через пару месяцев. Город провинциальный, до миллиона жителей, репутация фирмы на рынке труда начинает приобретать некоторую неоднозначность… Руководство не может понять, почему, при достаточно чётко сформулированных требованиях приходит «какой-то ужас». И это не напрямую, а после собеседования с кадровиками! Первый вопрос, который она мне задала, звучал так: «Расскажите мне, что такое 4P». Моё резюме можно было нести на выставку в золочёной рамке, а меня попросили расшифровать 4Р. Представляете себе преподавателя литературы с университетским образованием, которого на собеседовании просят рассказать алфавит? В итоге, к начальству через этот фильтр пробивались те, кто соответствовал данной сотруднице по уровню знаний. Остальные или возмущались или начинали смеяться, она оскорблялась и на этом собеседование заканчивалось. Следующей вакансией, которую выставила на рынок эта компания, была, как вы догадываетесь, вакансия сотрудника HR отдела.

  История эта воспроизводится постоянно. И каждый раз владелец бизнеса буксует на том, что персонал, который прошёл через фильтр HR отдела, не соответствует его ожиданиям. 

Поделитесь в своих сетях: